Ив Монтан Ив Монтан, настоящее имя которого было Иво
Ливи, родился в тосканской деревне Монсуммано, в Италии, 13 октября
1921 года. Его отец, Джованни Ливи, воинствующий коммунист, сбежал
в 1921 от фашистского итальянского режима со своей супругой Джузеппиной
и поселился в Марселе, на юге Франции. У них было еще двое детей,
Лидия и Джулиано, родившихся соответственно в 1915 и 1917. В 1929
семья Ливи получает французское гражданство. Семья жила весьма скромно,
и двое старших детей быстро бросили школу, чтобы пойти работать. Иво
был последней надеждой семьи касаемо учебы. Но ребенок забивал голову
другими мыслями и не любил школу. В 1932 Джованни объявляет о банкротстве
своей фабрики щеток. Оставшись без денег, семья Ливи опирается в это
время на Лидию, ставшую парикмахершей. Что касается брата Джулиано
(ставшего Жюльеном), он нашел работу официанта. Иво в возрасте одиннадцати
лет оставляет школу и поступает на завод. Затем, в 14 лет, он присоединяется
в парикмахерской к сестре, которая пользовалась успехом. Там он успешно
получает свидетельство о профессиональной подготовке. Иво любит кино,
особенно Фреда Астера и его чечеточные номера, очаровавшие Ливи. Молодой
человек очень робок. Но в 1938 он принимает предложение режиссера
мюзик-холла, который ищет кого-то, чтобы "разогреть зал". После трех
недель ожесточенных репетиций, изменив имя на Ив Монтан (ребенком
он играл на улице, и его мать Джузеппина окликала из окна: "Ivo! Monta!"),
он выступает на сцене перед публикой, которая горячо аплодирует. Родилась
легенда. Он продолжает выступать в маленьких залах Марселя. И 21 июня
1939 он впервые выступает на большой сцене в том же городе - "Альказар",
где он поет свою первую оригинальную песню "Dans les plaines du Far
West". К сожалению, начинается Вторая мировая война, и Ив Монтан оказывается
в распоряжении "Строек Прованса". Весной 1941 его карьера начинается
вновь, чтобы уже больше никогда не прерываться. Режиссер, нанявший
его в первый раз, Берленго, организует поездку по региону. В то же
время Монтан начал брать курсы танца. Поменяв впоследствии импресарио,
он все более и более часто выступает на концертах и коллекционирует
победы над женщинами. В январе 1944 Монтан удирает от полиции, которая
его ищет, чтобы отправить в STO (Служба Принудительного Труда). Он
отправляется тогда в Париж и делает первые парижские шаги на сцене
"ABC" в феврале. Это снова успех. Затем он выступает в "Бобино", "Фоли-Бельвиль"
и знаменитой "Мулен Руж". Там он выступает в первом отделении концерта
Эдит Пиаф. Сначала настороженность при появлении этого марсельского
артиста, затем молниеносное проявление чувств между ними двумя. Отставив
свою гордость, Ив Монтан многому учится у певицы, репетируя каждый
день с нею. Она помогает ему, поставив его на ноги как сценический
персонаж, который принесет славу Монтану по всему миру. Она также
дает ему читать романы и стихи, чтобы он мог возвысить свою личную
культуру. После "Мулен Руж" они уезжают в совместную поездку. Известность
Монтана постоянно растет, как и его успех в мюзик-холлах. Осенью 1945
он выступает уже в качестве настоящей звезды в театре "Этуаль" в Париже.
Он поет в том числе "Battling Joe" и "Les grands boulevards". Это
очень большой успех. В начале 1946 Эдит Пиаф порывает с Монтаном без
объяснения. Ее близкие говорят, что она непредусмотрительна... После
трудных дебютов в кино и вечеров на сцене "ABC" и кабаре "Клуб пяти"
Ив Монтан возобновляет в 1947 выступления в театре "Этуаль" в течение
шести недель. Встреча с пианистом по имени Боб Кастелла становится
определяющей. Тот останется его доверенным музыкантом до конца своей
жизни. В 1948 друг увозит его в Сен-Поль-де-Ванс в Провансе и устраивает
встречу с Жаком Превером. Певец восхищается поэтом. Он включает "Les
feuilles mortes" в свой репертуар. Эта песня была написана по случаю
выхода фильма "Двери ночи" (1945), в котором играл Монтан, но, к сожалению,
не имевшего успеха. Музыка Жозефа Космы и слова Жака Превера, очевидно,
куда сильнее самого фильма. В августе 1949 он встречает в Сен-Поль-де-Вансе
актрису Симону Синьоре. Она развелась в 1950 с режиссера Марком Аллегре,
от которого у нее родилась дочь Катрин. Она поселяется у Ива Монтана
на площади Дофин в Париже. В 1951 они сочетаются браком и становятся
легендарной парой мира искусств во Франции. В мае 1950 Монтан подписывает
"Стокгольмское воззвание" против использования ядерного оружия. Эту
кампанию общественного мнения ведет Советский Союз. Начиная с этого
момента Монтан, коммунист по семейной традиции, представлен в списках
петиций Французской Коммунистической Партии (ФКП). Вместе с Симоной
Синьоре они записываются в партию. В марте 1951 Монтан возвращается
в театр "Этуаль" для своего первого сольного шоу. Буквально поставленные
режиссером, 22 песни и две поэмы, которые он исполняет, обеспечивают
огромный успех. Он наконец обрел свою настоящую карьеру на сцене.
На самом деле он мечтает попасть в кино. Анри-Жорж Клузо дает ему
настоящий шанс фильмом, озаглавленным "Плата за страх" в 1952. Сила
драматического дарования Монтана утверждена, и фильм получает Гран-При
Каннского Фестиваля на следующий год. Возвращение к песне происходит
в октябре 1953 на сцене театра "Этуаль". Как обычно, физическая подготовка
певца весьма серьезна. Программа вечера открывается неизданной поэмой
Жака Превера. Последняя песня - "A Paris", написанная его другом Франсисом
Лемарком. Наконец, "Les feuilles mortes" как напоминание. Изначально
назначенная на три недели, серия вечеров превышает 200 представлений
- 6 месяцев! Всего продано 200 000 билетов. Триумфальный успех, который
подтвержден записью концерта на диск. Ив Монтан на вершине популярности.
В 1954 он покупает со своей женой Симоной Синьоре собственность в
Нормандии, в Отёй-Антуйе. Этот дом постепенно становится местом встреч
всех друзей: Серж Реджани, актер Пьер Брассёр, режиссер Луис Бунюэль,
писатель Хорхе Семпрун и т. д. В этом же году пара играла в пьесе
писателя Артура Миллера "Салемские колдуньи". Успех таков, что представления
длятся до Рождества 1955 года. В конце 1956 Монтан задумывает поехать
с песенным турне в СССР. Но 24 октября советские танки захватывают
Будапешт. Кризис сознания, который охватывает представителей интеллигенции
и французских артистов, склонявшихся к коммунизму, не затрагивает
Ива Монтана. В самом деле, он недостаточно созрел для политических
конфликтов со своей семьей. Он решает все равно петь перед русскими.
В то время как в Париже критические статьи ужасно строги и климат
напряжен, чрезвычайно теплый прием ждет его в Москве. Он встречается
даже с Хрущевым и просит разъяснения по поводу вторжения в Будапешт.
Обмен мнениями между двумя людьми длится четыре часа и превращается
в конфликт. Но Монтан, облегченный возможностью выражаться на эту
тему, уходит успокоенный. В начале 1957 он отправляется в Польшу,
затем ездит по всей Восточной Европе. Успех необычаен, его известность
огромна, он видит многочисленные выражения дружбы. По возвращении
во Францию он тем не менее держится в отдалении от своих политических
обязательств. В июне 1958 снимается фильм "Закон" Жюля Дассена, на
экраны он выходит в январе 1959. Монтан снимается с Марчелло Мастроянни
и Пьером Брассёром. Фильм не получил успеха, и певец-актер продолжает
быть одержимым карьерой в кино. Между октябрем 1958 и мартом 1959
он вновь поднимается на сцену театра "Этуаль" с 16 новыми песнями
(например, "Le chat de la voisine" или "Sir Godfrey"), где господствуют
нежность, романтичность и праздник. Обстановка слегка отличается от
предыдущих концертов его немного двусмысленным имиджем и поколебавшейся
уверенностью. Объявленный "персона нон грата" в США из-за своих политических
мнений, он настойчиво приглашается американским агентом на серию концертов
в Нью-Йорк. Премьера состоялась 21 сентября 1959. Спектакль тот же,
что и в Париже. Это настоящий успех, который позволяет шоу продолжаться.
Критические статьи поют дифирамбы. По этому случаю певец и Симона
встречаются с Артуром Миллером и его женой Мэрилин Монро. Ив Монтан
отправляется затем в Голливуд и Сан-Франциско, возвращается во Францию
на новогодние праздники и снова отправляется в Японию на концерты
в Токио и Осаку. Достигнув положения международной звезды, Ив Монтан
теперь уверен, что добрался до цели в кино. Ему предлагают сняться
в Голливуде в фильме с Мэрилин Монро. Съемка "Миллиардера" проходила
в феврале 1960. Между ними устанавливается полная идиллия, временно
испортив доверительные отношения между певцом и Симоной Синьоре. Газеты
всего мира захвачены этим "делом". В конце концов по окончании съемок
Ив Монтан возвращается во Францию со своей супругой. Это всего лишь
кино... Ив Монтан снова отправится в США в октябре 1961. Он является
звездой шоу в течение 8 недель в "Голден Театре" на Бродвее в Нью-Йорке.
В следующую поездку он отправляется в Японию, затем в Англию. Он стал
одним из наиболее известных всему миру артистов мюзик-холла. В 1962
он делает концерты в Париже, все в том же театре "Этуаль". Спектакли
шли до 1963 года. Но его тяга к кино сильнее всего. С тех пор он очень
редко выходит на сцену. "Отделение убийц" выходит в 1964. Первое сотрудничество
с кинематографистом Костой Гавра отмечает поворот в его карьере. Он
отныне отдает приоритет Седьмому искусству. Он снимается затем в "Война
окончена" Алена Рене (1966), "Горит ли Париж?" Рене Клемана (1967)
и "Зет" Косты Гавра (1968). Тем не менее он поднимается на сцену в
сентябре 1968, в течение шести недель в парижской "Олимпии". Став
уважаемым певцом‚ он воспринимается другими как боец. Этот человек
не остался безразличным к событиям мая 1968. Он сохраняет, однако,
некоторую дистанцию по отношению к ним. Именно в этот момент происходит
окончательный разрыв отношений с коммунистической партией, который
наложился на проблемы в семье. Его отец умирает в октябре 1968. Ив
Монтан все более освобождается от своих первых политических привязанностей.
Его друг Коста Гавра дает ему роль Артура Лондона в "Признании". Фильм
вышел в апреле 1970. Все признают огромный талант артиста и его личный
вклад в это произведение. В течение следующего десятилетия он чередует
серьезные фильмы с комедиями, такими, как "Мания величия" Жерара Ури
с Луи де Фюнесом в 1971. Он снимается у великих французских режиссеров,
например, у Клода Соте в "Цезарь и Розали" в 1972. Вечер в пользу
жертв диктаторского режима в Чили, данный в 1974, является единственным
музыкальным отступлением, которое Ив Монтан делает в течение 70-х
годов. Его большое возвращение на сцену осуществляется с 7 октября
1981 по 3 января 1982. "Олимпию" брали приступом. Под давлением публики
концерты возобновляются с 20 июля по 14 августа 1982. Он сочиняет
по этому случаю "Les Bijoux" на стихи Шарля Бодлера. Стоячие овации
во всех мировых столицах, от Рио-де-Жанейро до Нью-Йорка. Ив Монтан
наслаждается своим успехом. В 80-х годах возвышаются движения за права
человека, и он подписывает обращение в пользу польского профсоюза
"Солидарность" в декабре 1981. В 1983 он разоблачает с Симоной Синьоре
и другими артистами подъем крайне правой французской партии - Национального
Фронта. Год за годом он становится политической фигурой. В сентябре
1985 Симона Синьоре, спутница всей его жизни, умирает в возрасте 64
лет. Ив Монтан сближается со своей помощницей, Кароль Амьель, которую
он нанял во время турне 1982 года. Во время съемок в фильме "Манон
ручьев" (поставленном Клодом Берри по роману Марселя Паньоля) он впервые
становится отцом. 31 декабря 1988 рождается Валентин Монтан. В дальнейшем
Ив Монтан тихо живет со своей семьей в Отёе. Он предполагает даже
выйти на сцену в самом большом парижском зале, Дворце Берси. К сожалению,
он умер прежде, чем показать своему сыну свои таланты артиста мюзик-холла.
Он скончался от инфаркта миокарда 9 ноября 1991 в Уазе в Сенлис.
|